РУ БЕ EN

Из истории образования г.Бреста

Развитие образования в г. Бресте в конце 19 – начале 21 столетий

1. Образование в городе Бресте в конце 19 – нач. 20 столетий

В конце 19 – начале 20 столетий по числу имеющихся учебных заведений г. Брест-Литовск (название г. Бреста до 1921 года) представлял собой довольно заметный культурный центр. До 1899 года здесь были следующие учебные заведения: 1 мужская 4-х классная прогимназия, 1 женский 4-х классный пансион Жуковича, 1 приходское одноклассное училище с женской сменой и 2 еврейских народных училища. Во всех этих школах обучалось около 400 мальчиков и около 250 девочек. Такое состояние школьного дела длилось до того десятки лет и считалось как бы нормальным.

Конец 19 века (1899 год) ознаменован здесь открытием 4-х классного городского училища. За ним довольно быстро и успешно пошли другие школьные завоевания: 4-х классный пансион Жуковича был преобразован в 6-ти классный, затем в 7-ми и, наконец, в 8-ми классную правительственную женскую гимназию. Между тем был открыт другой частный пансион Сутугиной, преобразованный постепенно в 7-ми классную с правами женскую гимназию.

Таким же порядком было доведено до полной женской гимназии бывшее подготовительное училище Гришковой. Между тем, прогрессировала и мужская прогимназия. В 1904 году она достигает полной 8-ми классной гимназии, а в следующем переходит в собственное выстроенное городом роскошное здание. С 25 сентября 1904 года этой гимназии высочайше разрешено наименование наследника цесаревича Алексея Николаевича.

В 1906 году открыто в городе А.А.Синкевичем частное с правами мужское 7-ми классное коммерческое училище, а следующем им же было открыто такое же училище женское. В 1911 году эти училища слились в одно, перейдя к обществу преподавателей. С 1912 года открыто в городе Н.П. Сивейским частное учебное заведение с программой и в будущем с правами реальных училищ.

Параллельно со средними учебными заведениями росли и низшие школы. Женская смена при приходском училище выделена в двухклассное женское приходское училище, а мужское приходское преобразовано в двухклассное.

Затем открыто в 1904 году второе приходское 2-х классное, в 1909 – третье (на Волынском форштадте), в 1911 – четвертое 2-х классные училища. Кроме того, последовательно были открыты два 2-х классных училища железнодорожных, и третье – одноклассное железнодорожное.

Учреждена двуклассная церковно-приходская школа для девочек при Св. Николаевском Братстве, а в 1911 году еще одноклассная школа при детском приюте того же братства, и частное подготовительное училище Хмелевской.

Для еврейских девочек учреждены: 4-х классная прогимназия Виккер и 4-х классное общественное училище.

Общее количество учеников в 1912/13 учебном году (гимназии, прогимназии, начальные училища, коммерческое училище) составил 2251.

Годовая плата за обучение в различных учреждениях колебалась и составляла: 65 рублей (мужская и женская гимназии), 40 рублей в училище Хмелевской, 12 рублей – в городском 4-х классном училище, 8 рублей – в еврейской прогимназии и др.

2. Образование в городе Бресте в 1921 – 1941 годы

C 1921 года г. Брест под названием Брест-над-Бугом вошел в состав Польши, став центром Полесского воеводства.

После первой мировой войны Брест был сильно разрушен. Повреждены были практически все 84 городских квартала, а 38 потеряли от 50 до 100 % довоенных строений. Значительно сократилось и количество населения (70000 человек в 1919 году, 29553 в 1921).

Система образования г. Бреста в середине 30-х годов закрепляла господствующее положение польского языка. В городе в это время работали 5 гимназий и 18 школ, из них 3 гимназии и 11 школ – на польском языке обучения, 1 и 5 соответственно – на еврейском, по 1 – на русском и 1 – на украинском языках. Ряд еврейских школ давали только начальные знания на протяжении одного года. Половина же детей школьного возраста не была охвачена учебой из-за ее дороговизны (в государственных школах плата составляла от 200 до 300 злотых, в частных гимназиях – от 500 до 900 злотых в год).

Количество учащихся в 1936 году составляло 7114 человек, учителей – 80.

Для детей дошкольного возраста работало 9 дошкольных частных учреждений.

В межвоенный период в г. Бресте  работали: русская гимназия (с 1921 по 1939 год, занимала одно из зданий по ул. Куйбышева, 11). Гимназия финансировалась за счет  родительской  платы (от 25 до 45 злотых за ученика). Преподавание велось по программе царских гимназий, мальчики и девочки учились вместе. При гимназии функционировала  начальная школа (бессменный директор – Андрей Романович Василюк). Выпускниками русской гимназии в г. Бресте были: епископ Бостонский Митрофан Зноско, профессоры Нью-Йоркского университета сестры Зоя и Валерия Микуловские, прима варшавской сцены Нина Андрич. В 1939 году, с приходом в г. Брест советской власти, часть преподавателей гимназии подверглась репрессиям, а гимназия была закрыта; государственная гимназия имени Траугута (ныне «старый» корпус университета имени А.С.Пушкина); частная польская гимназия «Мацеж школьна» (женская); частная гимназия владельца Левицкого (потом Масловского) (мужская, располагалась в ныне перестроенном здании магазина «Изумруд» на пр. Машерова, потом в здании по ул. Маяковского, 32); еврейская гимназия «Тарбут» (1924 – 1939 годы) – располагалась на месте «старой» седьмой школы (сейчас здесь расположена СШ № 18 г. Бреста).

В 1937 году в г. Бресте было 10 государственных и восемь частных школ основной ступени (7-летних). Также работало 8 частных детских садов: 2 относилось к Военному ведомству, 1 – к Обществу полицейских семей, 2 – Союзу женщин, 2 – еврейским школам, 1 – частный пани Горской. В списке учебных заведений за 1926-1929 годы состояла вечерняя школа для взрослых по ул. Кшивой, 2 (ныне ул. Дзержинского).

Существовало также много учебных заведений для еврейского населения г. Бреста – хедеры, талмуд-шоры, женская «Бейс-Якуб», общеобразовательные, в том числе государственная № 4 имени Казимира Великого (на месте сегодняшнего политехнического колледжа).

Развивались и учебные заведения профессиональной направленности. Широкую известность приобрела в это время Техническая школа Бреста-над-Бугом – предвестник и прародитель железнодорожного колледжа (открыта в августе-сентябре 1922 года). На школу возлагалась задача подготовки специалистов, способных выполнять и инженерные функции. Также в городе работали Школа Хандлева - торговое училище (сегодня – здание по ул. Буденного, 45), и школа, которая готовила швей. Всего в 30-е годы в Бресте было 9 школ профессионального обучения.

В сентябре 1939 года г. Брест в составе Западной Белоруссии воссоединился с Белорусской Советской Социалистической Республикой.

В городе массово стали открываться десятилетки. В конце 1939 года в г. Бресте 12845 учащихся получали образование в 6 еврейских, 7 русских, 4 польских и 2 белорусских школах. Все школы были государственными, с едиными учебными планами. Отдельные из них были реорганизованы в начальные, неполные средние и средние.

Средняя школа № 11 по улице Долгой (Куйбышева) и неполная средняя школа на Волынке стали школами с обучением на белорусском языке.

В общей сложности в 1940 г. в Бресте работали 25 школ, а на педагогической работе было занято 454 учителя (при панской Польше 120 из них не могли работать учителями в основном из-за национальности).

Отдел народного образования при Брестском горисполкоме в это время возглавлял Захар Миронович Борисов.

В 1940 в г. Бресте был открыт педагогический кабинет, который осуществлял помощь учителям, обеспечивал их методической литературой, учебниками и др. Кадры для школ готовило педагогическое училище, которое размещалось в здании по ул. К. Маркса, д. № 80 (училось 280 человек, срок обучения – 3 года. Директор – Василий Андреевич Ткачев).

В 1941 году в Бресте школьная система была упорядочена, и выглядела следующим образом: начальных – 4 школы, семилетних – 9, средних – 5. Всего 18 школ. Успеваемость за 1941 год составила 76 %.

В 1939 году начали работу 3 детских школьных дома на 205 человек и один дошкольный детский дом на 65 человек.

Детских садиков было 3, их посещало 158 детей.

К системе народного образования относились и библиотеки. В это время были открыты городская и детская библиотеки.

3. Образование в городе Бресте в 1941-1944 годы.

В годы немецкой оккупации г. Брест вошел в состав  гебитскомиссариата «Украина» (административный центр – г. Ровно). Брест-Литовск (г. Брест) стал центром одноименного района – «гебита».

Государственными языками были объявлены немецкий и украинский, а польский – во временном пользовании на переходный период. С 15 мая 1942 года школьный отдел городской управы открыл курсы украинского языка для всех желающих: сотрудникам управы бесплатно, для остальных – 20 карбованцев. Занятия проходили в первой школе (ныне – гимназия №1) три раза в неделю, с 18.00 до 20.00 часов. В соответствии с распоряжением комиссара Брестского округа с 1 сентября 1942 года в г. Бресте открылись одногодичные учительские курсы для лиц украинской национальности. В  1943 году курсы стали трехмесячными. Немецкие оккупационные власти интенсивно открывали начальные (четырехлетние)  украинские школы (преподавание велось на украинском языке) в г. Бресте и Брестском районе  (дд. Збироги, Черни, Ямно, Березовка, Тельмы). Зачастую учитель одновременно вел занятия в двух классах –  1-м и 3-м либо 2-м и 4-м. В г. Бресте школы располагались в разных, зачастую приспособленных зданиях, и очень часто переезжали с места на место, когда предыдущее забирали военные или гражданская администрация. Учебников не хватало, поэтому они были «советско-немецкие» – предвоенные, из которых вырывались отдельные листы, вычеркивались имена партийных деятелей и вымарывались портреты.  

4. Образование в городе Бресте во второй половине 20 – нач. 21 столетий

Сразу после освобождения г. Бреста от немецко-фашистских захватчиков началось восстановление народного хозяйства. Постепенно жизнь населения входила в мирное русло. Восстанавливалась работа местной промышленности, восстанавливалось жилье, возобновлялась работа учреждений здравоохранения и образования.

Важное внимание уделялось детским дошкольным учреждениям. Их в городе не хватало – работало только 4 детских сада и 2 яслей. Для детей-сирот был открыт детский дом.

В 1950 г. количество дошкольных учреждений увеличилось до 8, но уровень их учебно-материальной базы не соответствовал ни техническим, ни санитарным требованиям.

В 1950/51 учебном году в городе уже работало 14 школ (6 – средних, 5 – семилетних, 3 – начальных). Также в городе работали 2 школы для рабочей молодежи и школа для взрослых. Кроме того, 5 школ находилось в подчинении Брест-Литовской железной дороги (начальные СШ №№ 3, 4, 5, начальная школа № 7, средняя школа рабочей молодежи № 4).

Большая часть школ размещалась в приспособленных 2-3 этажных домах, они испытывали острую нехватку помещений и учебного оборудования, школьной мебели, музыкальных инструментов и др.

К 1955 году количество средних школ в городе увеличилось до 11. За 1959-1960 г.г. были построены 3 новые школы (СШ № 7, СШ № 15, восмилетняя школа № 8). В 1960 г. в СШ № 1 был надстроен 3-й этаж. Таким же образом были расширены учебные площади СШ № 9.

1 января 1961 года в городе насчитывалось 17 общеобразовательных школ (13 – средних, 1 – семилетняя, 1 – восьмилетняя, 1 – начальная).

Продолжилось расширение сети дошкольных учреждений. В 1960 г. был открыт детский сад по ул. Воровского, сад-ясли стройтреста № 8 по ул. 1-го Мая, сад-ясли кирпичного завода № 22. Под сад-ясли было передано здание по ул. 17 сентября (ранее – штаб Брестского погранотряда), под детский сад – бывшее здание СШ № 8 по ул. Лермонтова. Общее количество дошкольных учреждений в начале 60-х годов ХХ ст. составило 16.

В середине 60-х годов школьное строительство вышло за границы центральной части Бреста и было продолжено в северном и восточном направлениях, что было обусловлено промышленным и жилищным строительством в городе. Четыре 8-летние школы (№№ 2, 14, 13, 17) во второй половине 70-х годов преобразуются в средние и переселяются в новые здания. В новое здание по ул. Московской, 346/6 переехала и  начальная школа № 10.

В 1984 г. в городе было 26 общеобразовательных школ (1 начальная, 1 восьмилетняя, 24 средние), 1 вечерняя, 2 школы с очной и заочной формой обучения, 54 дошкольных учреждения (в том числе 1 – санаторного типа, 1 – специального напрвления), 3 техникума, 3 среднепрофессиональных училища.

Широкое распространение в эти годы получили школы и группы продленного дня. Учащиеся обеспечивались горячим питанием, бесплатными учебниками.

Особое внимание уделялось пересмотру содержания образования, изменению программ и учебного плана, совершенствованию методов и приемов обучения и воспитания, подготовке и повышению квалификации педагогических кадров, укреплению учебно-материальной базы учреждений образования.

В 1978 г. состоялось разделение города на Ленинский и Московский районы. На должностях начальников отделов образования работали в Ленинском районе – Гладун А.В.Барсук Н.Г.Гарай Н.С., Скоковец Г.В.Беркович Е.В., с 2015 года - Савич Т.А., в Московском районе - А.И.ГоголинскийЛ.И.ЖиличС.В.ЯроцевичЮ.Н.Просмыцкий,
 А.П.УльяницкаяВ.К.Щерба, с апреля 2020 года - С.А.Басакина.

В 80-е годы изменения в системе образования г. Бреста продолжили. Широкое развитие получили в учреждениях образования программное и программированное обучение. Школы перешли на кабинетную систему с использованием в учебно-воспитательном процессе технических средств обучения и ЭВМ.

На базе средних школ №№ 8, 13 Ленинского и № 28 Московского районов начали работать классы коррекции для детей с задержкой психического и физического развития.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов: в г. Бресте стали возрождаться национальные школы и классы, созданы первые учреждения образования нового типа (лицей № 1, гимназии №№ 1, 2), которые стали научно-методическими центрами и экспериментальными площадками по апробации новых педтехнологий и оптимальных учебных программ. Широкое распространение получают профильное и дифференцированное обучение учащихся.

В конце 1990-х годов в детских дошкольных учреждениях созданы подготовительные классы, что дало возможность начать обучение детей с 6-летнего возраста и перейти с 1998/99 учебного года на 12-летнее обучение.

Начали работать в детских садах экспериментальные группы (по одной в каждом из районов города) по программе «Первый шаг» и в начальной школе по технологии «Шаг за шагом».
   Продолжалась работа по открытию учреждений образования нового типа. Так, в 1993 году начала свою работу гимназия № 3, а средняя школа № 21 стала гимназией № 4. Средняя школа № 2 в 1999 году реорганизована в гимназию № 5, а средняя школа № 11 в 2003 году – в гимназию № 6.

В 1990-е, 2000-е годы значительно укрепляется учебно-материальная база учреждений образования, проведены работы по приведению ее в соответствие с современными требованиями (санитарными, техническими и др.: реконструкция освещения, замена школьной мебели, капитальный ремонт и реконструкция зданий и помещений и др.).

В Московском районе г. Бреста построены: в 1991 году – СШ № 31 по ул. Я. Купалы, 20/1, в  1992 году - СШ  № 32 в микрорайоне «Березовка», в 1993 году – СШ № 33 в микрорайоне «Дубровка» и СШ № 35 по ул. 28 Июля, 43, в 1995 году – СШ № 14 и в 2000 году – СШ № 37 в микрорайоне     «Вулька-1», в 2014 году – СШ № 1 в микрорайоне «ЮЗМР–4», в 2019 году – СШ № 11 в микрорайоне «ЮЗМР–2». Строятся учебно-педагогические комплексы ясли-сад (детский сад) – начальная школа: в 2006 г. – № 7 (на 371 место), в 2010 г. – № 6, в 2016 г. – № 10, в 2019 г. – № 11 (каждый – на 471 место). В 2009 году введено в эксплуатацию здание детского сада № 72, в 2014 – детского сада № 73 (на 260 мест каждый). В 2019 году построен детский сад на 350 мест в микрорайоне «ЮЗМР–2». В мае 2020 года началось строительство встроено-пристроенного детского сада на 75 мест в микрорайоне «ЮЗМР–4».

Реконструированы после капитального ремонта в 2004 году – здание гимназии № 3 (ул. писателя Смирнова, 63), в 2007 г. –  корпус «В» средней школы № 16 г. Бреста (ул. Красногвардейская, 59), в 2011 году – здание средней школы № 8 имени Героя Беларуси В.Н. Карвата (ул. Железнодорожная, 16).

В 2019 году система образования г. Бреста представлена 130 учреждениями образования собственности г. Бреста (в т.ч. 50 учреждений общего среднего образования, 66 учреждений дошкольного образования и др.).

Сегодня образовательный процесс в учреждениях общего среднего образования города (школы, гимназии, лицей) обеспечивает 3138 учителей, из них 95,8 % имеют высшее образование.      

В ходе реализации в 2008 – 2010 гг. Декрета Президента Республики Беларусь от 15.07.2008 № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» обеспечен переход общеобразовательной школы на 11-летний срок обучения.

Образовательный процесс на I, II, III ступенях организован в рамках шестидневной школьной и пятидневной учебной недели.

С 2015/2016 учебного года в учреждениях общего среднего образования, в соответствии с рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь, развернута допрофильная подготовка и профильное обучение на III ступени общего среднего образования.

В СШ №№ 1, 16, 19, 26, 28, 31, 35 организована работа классов профессиональной направленности (на основе договоров с: академией МВД Республики Беларусь,  Военной академией Республики Беларусь, Институтом пограничной службы Республики Беларусь, городским отделом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Брестской таможней). В школах г. Бреста работает 20 спортивных классов, 2 педагогических класса.

С 2018 года допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся  организована на базе школ города и учреждений профессионально-технического образования г. Бреста.

Развитие школьного дела в цифрах

 

1970

1980

1990

1999

2009

2019

Количество школ,

21

23

33

41

49

50

в них учащихся (чел.)

19061

22096

41082

49154

33523

40412

Количество педработников (чел.),

872

1102

2344

3511

3525

3138

из них с высшим образованием

72,9

82,0

91,5

95,1

95,5

95,8

 

Воспитание детей и учащейся молодежи города  Бреста  осуществляется через активизацию идеологической работы; воспитание нравственности и гражданской позиции; расширение воспитательных возможностей 6-го дня школьной недели; развитие ученического самоуправления; совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы по формированию здорового образа жизни, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Сложилась и структурно оформилась система информационно-пропагандистской работы с учащейся молодежью, педагогами, родительской общественностью.

Учебно-воспитательные программы дополнительного образования детей и молодежи (государственные учреждения образования «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Бреста», «Центр юных моряков с флотилией г. Бреста»,  «Многопрофильный центр детей и молодежи») предусматривают  более ста видов деятельности (нравственно-эстетическое и художественное воспитание, развитие декоративно-прикладного и технического творчества, эколого-туристическая работа, поддержка детской инициативы и одаренности, воспитание патриотизма и национального самосознания и др.).

В организации гражданско-патриотической  работы с детьми и молодежью используется огромный воспитательный потенциал Мемориального комплекса «Брестская крепость – герой». 45 лет функционирует Пост Памяти у Вечного огня Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». За эти годы около 99,0 тысяч юных брестчан несли почетную Вахту Памяти.  

В июле 2011 года подписано трехстороннее соглашение между Брестским горисполкомом, Министерством образования Республики Беларусь  и Детским фондом ООН в Республике Беларусь (ЮНИСЕФ) о сотрудничестве в рамках инициативы «Город, дружественный детям». Городской исполнительный комитет подтвердил  намерение постоянно заботиться о детях и не останавливаться на достигнутом. В июле 2013 года г. Бресту присвоен статус «Город, дружественный детям».

Для достижений в развитии системы образования города Бреста за послевоенные десятилетия потребовались напряженная, целенаправленная работа Брестского городского Совета депутатов, Брестского городского исполнительного комитета, органов управления образованием г. Бреста, а также творческий потенциал педагогических коллективов города.     

На должности заведующего (с 2003 года – начальника) отдела образования Брестского горисполкома в послевоенный период работали: Малейко Вячеслав Иосифович, Ковалева Зинаида Степановна, Баранов Иван Федорович, Нестеренко Григорий Алексеевич, Гришин Андрей Семенович, Стрельченок Анатолий Алексеевич, Шляхтунов Павел Федорович, Извалова Надежда Яковлевна, Омельянюк Николай Кириллович, Линевич Георгий Владимирович, Заяц Антон Иванович, Мисюра Андрей Лукашевич, Жарков Станислав Иосифович, Иванова Ольга Александровна, Михайлик Любовь Петровна, Варнавский Александр Владимирович, Козак Наталья Аркадьевна, Носков Анатолий Михайлович.

Информация подготовлена по материалам книг:

«Память: ист.-докум. хроника Бреста». В 2 кн. – Мн.: БЕЛТА, 1997;

В. Сарычев. «В поисках утраченного времени». Книги 1-5, – г. Брест: ОАО «Брестская типография», 2006-2013 гг.

Интернет-ресурсы: