Наталья Беляева: «УЧИТЕЛЬ – ЭТО ЗВЕЗДА, КОТОРАЯ НИКОГДА НЕ ГАСНЕТ»
– Сколько себя помню, в детстве всегда играла «в школу». Во дворе было много детей, я всех собирала и начинала «учить». Поскольку мои родители – педагоги, то я знала, как следует вести себя, что нужно спрашивать, – с улыбкой рассказывает учитель начальных классов СШ № 18 Наталья Беляева. Такими были ее первые «учительские» опыты...
Наталья Викторовна работает учителем начальных классов уже двадцать три года. Дети любят ее, о чем свидетельствует, например, то, что многие из них, будучи старшеклассниками, приходят за советом. Для учителя это самая высокая награда. «От первого учителя, впечатления о нем во многом зависит судьба каждого школьника», – уверена Наталья Беляева. Школьные и жизненные уроки своей первой учительницы Анны Николаевны Павловой она помнит до сих пор.
А вот на выбор профессии решающее влияние оказала семья. Дома царила «школьная» жизнь: дедушка и бабушка, папа и мама – учителя. Тетрадки, планы уроков, профессиональные беседы и обсуждения… Наташа с детства была погружена в эту атмосферу учительства, поэтому выбор профессии не был сложным. Сложным было другое: не подвести родных, быть всегда на высоте, достойно продолжить педагогическую династию.
Ее главой считают дедушку – Ивана Гавриловича Тунякова, Заслуженного учителя БССР, проработавшего в школе пятьдесят лет. Несмотря на то, что он всегда был строгим учителем и директором, его любили все дети. «Больше всего я ему благодарна за справедливость, – вспоминает Наталья Викторовна. – Мне не было никаких поблажек, он даже один раз вызывал меня к себе «на ковер» за провинность». Ей до сих пор стыдно за тот давнишний проступок: если ты дочь учителей, должна на шаг опережать других, быть примером. Но самое главное, чему научил ее дедушка – любить жизнь и встречать каждый новый день с улыбкой. И, правда, Наталья Викторовна все время улыбается, как будто выполняет наказ любимого дедушки, считавшего, что с открытым сердцем и хорошим настроением легче идти по жизни.
Бабушка Натальи Беляевой Надежда Тунякова даже в свои девяносто пять лет не забывает о школе, в которой проработала тридцать два года учителем химии и биологии. В каждом разговоре с внучкой спрашивает о профессиональных достижениях и… внешнем виде. «Бабушка из дворянской семьи. Она всегда считала, что успех учителя – это не только качественные знания, но и опрятная одежда, красивая прическа и добрый голос», – поясняет Наталья Викторовна.
Династию Туняковых продолжили сын Виктор и его жена Тамара. Они стали достойными преемникамидела своих близких. Отец Натальи Викторовны преподавал историю, мама – русский язык. Когда Тамару Ивановну назначили директором Торфозаводской средней школы (Гомельская область), она смогла воплотить в жизнь мечту своего свекра – построить новую просторную школу в родном рабочем поселке Большевик. «Дедушка жил этим, у него сердце сжималось, когда видел, как школьников в дождь и снег ведут в столовую на торфопредприятие, – вспоминает Наталья Викторовна. – Очень жаль, что он уже не застал открытие новой современной школы, в которой есть не только собственная столовая, но и компьютерный класс».
Младшие Туняковы – Алексей и Наталья – тоже стали учителями. Алексей Туняков выбрал исторический факультет, воодушевленный примером дедушки, знатока удивительных исторических фактов и событий, о которых он часто рассказывал любознательным внукам. А Наталья поступила в Гомельское педагогическое училище имени Л.С. Выготского на специальность «Учитель начальных классов и воспитатель группы продленного дня», затем – на заочное отделение филологического факультета Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, по окончании которого пришла учительствовать в свою родную Торфозаводскую среднюю школу.
Вспоминая начало работы, Наталья Викторовна признается, что ей было непросто. Дали класс, в котором постоянно менялись учителя – это первая сложность. «А вторая – необходимо было показать, что я достойная дочь своих родителей», – рассказывает она.
Спустя годы Наталья Беляева, как она сама выражается, научилась «плавать» между такими непосредственными и такими разными детьми. А на их вопрос: «Сколько вам лет?» – всегда отвечает, что шесть. «Детям так легче с тобой общаться, они становятся более раскованными, воспринимают тебя как свою. Мы вместе учимся, играем и веселимся», – объясняет Наталья Викторовна. Возможно, именно в этом секрет ее успеха. А еще в ответе на вопрос, почему она стала учителем.
– Что это? Гены? Традиция? Или, быть может, зарождение дара учить под влиянием родственников? – задается, наверное, не впервые этим вопросом моя собеседница. Наталья Беляева уверена, что все это способствовало ее желанию быть учителем, определяло ее призвание.
В конце беседы Наталья Викторовна высказала замечательную мысль: «Учитель – это звездочка, которая с каждым годом должна светить все ярче и ярче, звезда, которая никогда не гаснет. Потому что учитель всегда остается учителем». К такому выводу учительница пришла, опираясь на собственный опыт и жизненно-педагогический опыт семейной династии.
С каждым годом звезда Натальи Беляевой разгорается ярче, светит не отраженным, а душевным теплом, согревая сердца своих учеников.
Юлия Вовк, студентка 5 курса
спец. «Журналистика (печатные СМИ)»
БрГУ имени А.С. Пушкина