РУ БЕ EN

Людмила Тишкова

Людмила Тишкова: Любить, учить и совершенствоваться

«Чтобы учить подрастающее поколение, преподаватель должен всю жизнь учиться сам», – убеждена Тишкова Людмила Алексеевна, учитель истории и обществоведения в СШ № 17 г. Бреста. Любовь к детям и желание самосовершенствоваться помогают Людмиле Алексеевне быть уважаемой и учениками, и коллегами.

Долго добираясь до незнакомой мне до сегодняшнего дня 17-й школы, в тумане зимнего утра я останавливала прохожих с просьбой помочь найти это заветное заведение. Блуждая по узким улочкам, встретила отзывчивую женщину, которая провела меня до самого входа, по пути рассказав несколько жизненных историй. Но, слушая собеседницу, не могла отвлечься от мысли: «Как я узнаю учительницу, с которой «знакома» только по телефону?» Попутчица, как будто подслушав мой внутренний монолог, с улыбкой произнесла: «Язык до Киева доведёт, не то что до 17-й школы». Ну что ж, народная мудрость, как всегда, оправдалась.

Непослушные дети, обеспокоенные родители, занятые повседневными обязанностями учителя – жизнь в школьном дворике не стояла на месте. Открыв входные двери, услышала: «Вы, наверное, ко мне?» Следуя за учительницей до кабинета, всё думала, как же она меня узнала… Не выдержав, я всё-таки озвучила вопрос, в ответ моя героиня только мило улыбнулась. Это не могло не заинтриговать.

На протяжении всей беседы с лица Людмилы Алексеевны Тишковой не сходила улыбка. В каждом её слове – тепло, радость и безграничный оптимизм. А наша беседа была настолько непринуждённой, что прерывать диалог не было желания.

Учительница в третьем поколении уже 25 лет посвятила школе. Людмила Алексеевна с улыбкой говорит: «Как пришла в эту школу в 6 лет, так в ней и осталась до сих пор. Семья очень повлияла на выбор моей профессии, хотя специальность я выбирала сама, – рассказывает Людмила Алексеевна. – Я учитель истории и обществоведения, а мама и бабушка – учителя начальных классов. Сейчас я не представляю своей жизни без моего любимого предмета, без школы, без учеников».

Бабушка, Мельник Екатерина Антоновна, работала в школе 10 лет, а мама, Климук Татьяна Дмитриевна – 2 года и 42 года в Брестской областной библиотеке имени М. Горького.

И бабушка, и мама Людмилы Алексеевны были из многодетных семей. В таких семьях с детства привыкают уважать труд, искренне дружить и любить друг друга, брать на себя ответственность.

Забота о младших и помощь старшим – неотъемлемые принципы и основа нравственных стандартов в домашнем кругу наших героев. И это отразилось не только на семейных отношениях, но и в немалой степени повлияло на выбор профессий всех членов династии, начиная с бабушки, Мельник Екатерины Антоновны. А тяга к грамотности, к знаниям, ведь в то время в деревне мало кто был грамотным, подвигли Екатерину Антоновну поступить в Мозырское государственное педагогическое училище.

«Учителей в деревнях очень уважали, – рассказывает Людмила Алексеевна, – бабушку так и называли – «учительница». И моя мама, Татьяна Дмитриевна, конечно же, видела такое уважительное отношение односельчан и в итоге решила идти по стопам бабушки».

Однако учительский путь Татьяны Дмитриевны был недолгим. Отработав в сельской школе по распределению два года, она переехала в Брест, где проходил военную службу её брат. В городских школах должности учителя начальных классов не нашлось, поэтому Татьяна Дмитриевна устроилась в Брестскую областную библиотеку имени М. Горького, в которой трудилась более сорока лет.

«Мама рассказывала, что ещё лет пять, стоя у окна и глядя, как дети первого сентября идут в школу (СШ № 3 находится около библиотеки), она плакала. Так тосковала по профессии, – вспоминает Людмила Алексеевна. – Позже библиотека стала вторым домом, в том числе и для нас с братом. Мы в детстве проводили там всё свободное время, количество книг завораживало, читали всё, что находили на полках».

«Мне нравилось читать, узнавать что-то новое, но выбор профессии передо мной никогда не стоял, – рассказывает Людмила Тишкова. – Ещё в 5–6-ом классе решение пришло само собой: буду поступать в педагогический вуз на филологический факультет. А когда заканчивала школу, в Брестском педагогическом институте открылся исторический факультет. Этот факт решил всё. Для меня история – всеобъемлющая наука. Это и культура, и экономика, и политика. Это все грани развития человеческой цивилизации».

По мнению Людмилы Алексеевны, основополагающим качеством в профессии учителя является любовь к детям. Этим руководствовалась и бабушка, и мама, и сама Людмила Тишкова. И это самое важное, что она переняла от своих родных.

Людмила Алексеевна признается: «Дети любят меня, потому что знают, что я их люблю. Любовь моих учеников я сердцем чувствую. Когда ты видишь в каждом ребенке личность, искренен с ним и уважаешь его мнение, помогаешь решить его проблемы – дети сами тянутся к тебе. И не потому ты так поступаешь, что тебя этому учили в вузе, а потому, что ты убеждён в правильности этого, ведь это твоя любовь к детям, это твое мировоззрение, твое понимание».

В школе традиционно проводится конкурс на звание «Лучший учитель». И выпускники ежегодно присваивают это звание Людмиле Алексеевне. А это и есть успех, подтверждение искренних и уважительных взаимоотношений.

За все годы работы в школе Людмила Алексеевна Тишкова была классным руководителем 3-х выпусков. «Я помню, конечно, всех своих выпускников. Периодически встречаемся, делимся проблемами уже на равных – они взрослые люди со своими семьями, детьми и жизненным опытом. Первые мои выпуски – это классы с музыкальным уклоном. Многие пошли по этой линии, некоторые подались в педагогику».

Ученики под её руководством неоднократно побеждали в научно-практических конференциях, принимали активное участие в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах разных уровней. С гордостью достав из ящика увесистую папку, Людмила Алексеевна продемонстрировала полученные за годы преподавания награды: Почетную грамоту отдела образования администрации Ленинского района г. Бреста (2012 г.), Почетную грамоту победителя районного конкурса «Открытый урок» (2006 г.) и много грамот по профсоюзной линии: долгое время Людмила Тишкова возглавляла первичную профсоюзную организацию школы.

Беседуя с Людмилой Алексеевной, я постепенно понимала, почему она любима учениками. Доброжелательность, искренность, вежливость, чувство юмора, интеллигентность и неиссякаемый оптимизм – все это присуще моей героине.

Главное в профессии учителя, считает Людмила Алексеевна, – любовь к детям и постоянное самосовершенствование.

Анастасия Емельянова,

ст-ка 2 курса спец.

«Журналистика (печатные СМИ)»

Интернет-ресурсы: