Елена Король: «Педагог – это философия жизни»
В одной из частей микрорайона «Восток» находятся удивительные «зеленые тропики» – островок с большим количеством деревьев, кустарников и клумб, словно облагороженный руками трудолюбивой хозяйки. Цветники, резные лавочки, цветные паровозики, мельница – здесь все радует глаз, создает атмосферу уюта и благополучия. Именно здесь находится здание ГУО «Учебно-педагогический комплекс ясли-сад – начальная школа №8 г. Бреста». Будучи гостем на этой территории, я направляюсь по длинному коридору здания прямиком к кабинету директора. Дверь открывается, и Елена Дмитриевна Король – представитель педагогической династии Сарамуд – встречает меня приветливой улыбкой.
Елена Дмитриевна в детстве мечтала стать врачом, практически с первого класса готовилась к этой профессии. «Когда мне было шесть лет, моя любимая бабушка Настя умерла. Ей было всего 57 лет. Для меня это было очень большой трагедией. Сидя на балконе в нашей квартире на Пионерской, я приняла решение стать врачом и сделать так, чтобы люди так рано не умирали…» – вспоминает моя собеседница. Елена Дмитриевна помнит свою бабушку умной, спокойной, доброй и очень требовательной женщиной.
Анастасия Степановна Пинчук была основателем будущей педагогической династии. Она родилась в 1919 году. После окончания Витебского педагогического университета в 1939 году получила специальность учителя биологии и химии. Ее первым и последним местом работы была СШ №1 в г.п. Василевичи Гомельской области. Анастасия Степановна прошла педагогический путь длиной в 34 года, начиная с учителя в 1939 и заканчивая директором в 1973 году.
Смерть бабушки заставила Елену задуматься о своем предназначении в жизни. Она поняла, что хочет помогать людям. Несомненно, подобное желание вполне могло склонить ее к медицинской стезе, но в итоге Елена, послушав совета родителей, продолжила профессию бабушки и мамы. «Выбор профессии педагога был семейным решением. Большими авторитетами для меня являлись родители, и я послушалась их совета».
Мама, Ольга Михайловна Сарамуд (Пинчук), работала учителем географии в средней школе № 22 г. Бреста с 1968 по 2000 гг. Как пояснила моя рассказчица, Ольга Михайловна – женщина мудрая, терпеливая и деликатная. Она помнит всех своих учеников по имени, и они уважают своего педагога.
Елена Дмитриевна училась в школе, где работала ее мама, что накладывало особую ответственность на ученицу. Считается, что дети учителей должны быть идеальными и в поведении, в учебе. Училась Елена отлично, но вот с уроков иногда убегала вместе с классом, за что директор отчитывал маму. Все же школу Елена закончила с золотой медалью в 1987 году, а затем поступила в Брестский педагогический институт имени А.С. Пушкина. Пока первокурсница адаптировалась к учебному процессу на педагогическом факультете, ее старшая сестра Татьяна училась уже на четвертом курсе этого факультета.
Татьяна Дмитриевна Дубкович (Сарамуд) закончила педагогический факультет Брестского пединститута и получила специальность учителя начальных классов. Затем вместе с мужем отбыла к месту его службы в Казахстан. Вернувшись в Брест в 1991 году, старшая сестра Елены работала учителем начальных классов в СШ № 22. С 1 сентября 2013 года получила должность заместителя директора по учебной работе ГУО «Учебно-педагогический комплекс детский сад – начальная школа №1 г. Бреста». «Мы с ней очень разные и по темпераменту, и по характеру», – отметила Елена Дмитриевна. Старшую сестру она охарактеризовала как спокойную, сдержанную. Однако подходы к воспитанию и обучению детей у сестер очень похожи – с одной стороны, человечность, понимание, доброта, дружелюбие, с другой – строгость, требовательность, безусловное выполнение необходимых правил.
По окончании вуза Елена Дмитриевна работала учителем начальных классов СШ № 31. После семи лет преподавания в школе талантливую учительницу пригласили работать на кафедру педагогики и методики начального обучения БрГУ имени А.С. Пушкина под руководством профессора М.П. Осиповой. С 1998 по 2008 годы Е.Д. Король преподавала студентам педагогические дисциплины, писала научные статьи, издавала пособия. С 2000 по 2003 годы училась в аспирантуре. Важным научным трудом Елены Дмитриевны является диссертация «Формирование у младших школьников умений ненасильственного взаимодействия со сверстниками». Знания, полученные в ходе написания научной работы, моя рассказчица применяет в педагогической практике. Позицию ненасилия педагог активно использует во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами.
Последние два года преподавания в университете были для нее переломным периодом. Елена Дмитриевна раздумывала о том, остаться ей преподавать в университете или вернуться в школу к детям. Она советовалась с коллегами и родными. После долгих размышлений Елена поняла, что организаторская деятельность ей интереснее и ближе, чем научно-исследовательская. Кроме того, осознала, что ей необходимо видеть результат своей деятельности. Именно по поведению детей можно проследить свои педагогические достижения, почувствовать отдачу. С 2008 года Елена Дмитриевна работала заместителем директора по учебной работе в ГУО «Средняя школа № 26 г. Бреста». Опыт работы в большой школе очень пригодился ей при организации образовательного процесса на новом месте работы.
С 2012 года Король Е.Д. является директором ГУО «Учебно-педагогический комплекс ясли-сад – начальная школа №8 г. Бреста». Она руководит организацией образовательного процесса и в начальных классах, и в дошкольных группах.
«Педагог – это философия жизни», – считает моя собеседница. Когда она думает о своей профессии, то пребывает в созидательном настроении. У нее много планов, идей, задумок, и все они, как правило, воплощаются в жизнь. Елена соглашается с высказыванием: «Лучшее вложение – это вложение в детей». Поэтому в комплексе создана комфортная среда для детей.
Рабочий день Елены Дмитриевны начинается с улыбки и приветствия своих коллег. Плотный график управляющей заполнен огромным списком дел. Ко всему прочему, распорядок ежедневно нарушается звонками от родителей, деловыми встречами и неотложными делами. В таких ситуациях именно профессионализм помогает быстро принять правильное решение.
По мнению моей собеседницы, продуктивный день состоялся, если она провела уроки и факультативы, пообщалась с коллегами и детьми, поработала с документами. Елена Дмитриевна постоянно проводит беседы, лекции, тренинги с родителями на воспитательные темы. Многие родители приходят к мудрому педагогу на личные консультации получить совет по вопросам воспитания своих детей. А сложных ситуаций у родителей всегда хватает!
Дипломатия, вежливость, аккуратность в высказываниях, открытость в отстаивании своих принципиально жестких позиций – вот отличительный почерк современного руководителя.
Моя собеседница живет в активном ритме. В свободные от работы часы она предпочитает заниматься спортом (бассейн, велосипед, фитнес), домашними делами, встречаться с друзьями. Тем не менее и дома ее не оставляют мысли о работе, о детях, об образовании. «Некоторые мои коллеги удивляются тому, как быстро я принимаю некоторые, порой жесткие, решения. Я им отвечаю, что это не импульсивность, а давно продуманное мною решение во время отдыха. Когда ты занимаешься такой ответственной работой, то не имеешь права надолго расслабляться».
Елена Король могла стать врачом, но судьба сложилась по-другому. Если врач помогает заболевшим людям, то педагог начального обучения – растущим детям и формирующимся личностям.Помню свой детский страх перед директором, когда даже мысль о том, чтобы стоять в его кабинете пугала до мурашек. Думаю, если бы Елена Дмитриевна была директором в моей школе, чувство страха притупилось бы от одной ее улыбки.
У Елены Дмитриевны особый подход – директорский кабинет часто посещают дети для «беседы по душам». Опытный педагог-психолог с 25-летним стажем общается с детьми, исследует детскую душу, предотвращает детские огорчения и разочарования, помогает классному руководителю выбирать нужные методы воспитания.
Однако директор заверила, что ее улыбчивость быстро меняется, если нужно решать серьезные вопросы. На самом деле она очень строгий руководитель, умеющий поддерживать свой авторитет и добиваться поставленных целей.
Наша беседа подошла к концу. По пути к выходу я узнала, что моя собеседница прилагает огромные усилия для того, чтобы место ее работы было похоже на «райский уголок для детей». Побывав здесь, я поняла, почему многие родители так стремятся попасть именно сюда со своими детьми. Атмосфера доброжелательности, спокойствия, благополучия, понимания, так необходимая сегодня и детям, и взрослым, царит в этом комплексе.
Елена Дмитриевна провела меня до ворот, а сама поспешила на линейку в честь открытия летнего оздоровительного лагеря, где ее ждали воспитанники комплекса.
Ирина Ботвина