РУ БЕ EN

Мария Спирина

ДИНАСТИЯ СПИРИНЫХ: УЧИТЬСЯ И УЧИТЬ

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» ― с этими словами идет по жизни Мария Сильвестровна Спирина, уважаемый учитель географии, родоначальница целой педагогической династии и просто замечательный человек. Ее рассказы о жизни и работе в школе можно назвать настоящей энциклопедией жизненного опыта. А лучшим свидетельством ее признания служит то, что все ученики до сих пор помнят Марию Сильвестровну.

Наша героиня родилась 27 декабря 1932 года в деревне Аркадия, что недалеко от Бреста. В семье было шестеро детей. Когда началась Великая Отечественная война, Мария Сильвестровна ходила только в третий класс. Девочке пришлось пережить страх немецкой оккупации. Единственным учреждением образования для местных детей являлась «украинская»школа. Как вспоминает Мария Сильвестровна, ничего особо примечательного в этой школе не было. Единственное, что запомнилось, так это то, что школьников отправляли на полевые работы.«В районе сегодняшней Сои находились большие овощные огороды. Туда нас гоняли на прополку. Тяжело было, особенно нам, маленьким… Как-то приехал приказчик. Важный, на бричке, с кнутом. Прошелся вдоль поля, а потом ударил мальчишку, который, по его мнению, плохо работал. А в следующий раз, когда мы снова его увидели, ― кинулись наутек. Так и закончилось наше обучение в украинской школе». «Украинской» Мария Сильвестровна называет эту школу потому, что преподавание в ней велось преимущественно на украинском языке.

После освобождения Бреста советскими войсками в 1944 году Мария Сильвестровна закончила школу №4, а затем поступила в Брестское педучилище,где получила образование по специальности преподавателя начальных классов. Далее работала в Домачевской средней школе. Затем была переведена на должность заведующего отделом пионеров и школьников в Домачевском райкоме комсомола. Однако вскоре прошла переорганизация районов, и Домачевский район слился с Брестским. Соответственно, и райком в Домачево тоже закрылся.

«Когда я работала в райкоме, мы много ездили по деревням. Агитировали вступать в пионеры, в комсомол. А когда райком прекратил свое существование, пришлось вернуться домой. Непривычно сидеть без работы. Но, на благо, в четвертой школе открылись три начальных класса вместо двух. Понадобился еще один учитель. Так я вернулась в свою родную школу», ― с теплом вспоминает Мария Сильвестровна. Она работала учителем начальных классов с 1954 по 1962 годы. В 1955 году поступила на географический факультет БГУ и в 1961 году его окончила.

В 1962 году Мария Сильвестровна переходит учительствовать в школу №18 города Бреста. В этом учебном заведении она проработает до февраля 1964 года. С 1964 года Мария Сильвестровна работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе уже в средней школе № 11. В 1971 году она перешла на должность учителя географии и проработала в этом качестве до ухода на пенсию. В школе Мария Сильвестровна была любима учениками и пользовалась уважением коллег. «Самое главное для нас это была работа. Если ее любишь, если интересуешься тем, что делаешь, то все будет идти, как задумано. А если ходить на работу, как на каторгу, и относиться к ней, как к наказанию, то ничего путного из этого не выйдет», ― делится жизненным опытом Мария Сильвестровна.

С каждым выпускным классом наша героиня ездила в Ленинград. Показывала ученикам этот великий город, водила по музеям. «В школе № 24 города Ленинграда сторожем работал дядя Вася, мой хороший знакомый. Так вот, когда мы с учениками приезжали в город, то в первую очередь шли к нему. Поскольку экскурсии наши приходились на каникулы, то школа дяди Васи была свободна, и мы могли не волноваться, что нам может не достаться место в гостинице или на турбазе», ― с улыбкой вспоминаетМария Сильвестровна. А однажды ученикам действительно повезло: их учительница смогла достать билеты на новогодний бал в Таврическом дворце. Впечатления об этом навсегда остались в памяти ее благодарных воспитанников.

«Работа учителя тяжела тогда, когда нет общего языка с учениками. Когда не знаешь, о чем говорить с ребенком, то и работать будет нудно и неинтересно», ― признается Мария Сильвестровна. Сама она старалась заинтересовать учеников, ведь задача школы, прежде всего, научить получать знания. «Толку от того, что учитель объяснит, где и какие есть растения. Надо, чтобы ребенок подумал, почему они там растут, какие еще факторы влияют на природу в этом регионе».

«Вызываешь ученика к карте и говоришь ему: тебе надо построить в этом районе электростанцию. Как ты будешь это делать? И он начинает рассуждать: какое топливо понадобится, какое место выбрать, кому потом поставлять энергию. Вот так и развивается мышление у юного человека», ― делится наша героиня педагогическим опытом.

Мария Сильвестровна ― настоящий Наставник. Она не просто преподавала географию своим ученикам, но и вкладывала в их душисвою жизненную мудрость.Часто учительница рассказывала своим подопечным историю Роберта Скотта. «Когда полярник прорывался к Южному полюсу, его товарищи оставляли в небольших схронах запасы пищи. Однако на полюсе их ждало страшное разочарование: на крайней точке Земли уже развевался норвежский флаг. Экспедиция Амундсена опередила британцев почти на месяц. Потом был долгий путь через снега и льды обратно, закончить который Скотту и его людям так и не удалось. В одном из своих предсмертных писем жене полярник писал: «Береги себя. И сына. От лени». Даже находясь на пороге смерти, Роберт Скотт заклинал жену не давать сыну лениться, чтобы безделие не испортило ему жизнь». Такого же отношения к учебе требовала и Мария Сильвестровна. А девизом ее жизни стали слова, высеченные на памятнике британскому полярнику: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Мария Сильвестровна Спирина ценит в людях благородство, трудолюбие и доброту. Вероятно, потому, что и сама обладает такими качествами. И не терпитлжи и обмана.

Почти пятьдесят лет Мария Сильвестровна Спирина учила географии брестских детей, что не осталось незамеченным со стороны государства: у нашей героини есть многочисленные грамоты, медали.Вдвойне значим вклад Марии Сильвестровны в педагогику, поскольку она основала настоящую династию учителей: сын, невестка и две внучки пошли по ее стопам.

Сын Марии Сильвестровны Спириной, Владимир Сергеевич, до пенсии работал старшим преподавателем кафедры истории Беларуси в БрГУ имени А.С. Пушкина. Он говорит, что семейная атмосфера, пропитанная своеобразным учительским духом, повлияла на его выбор профессии. Ведь когда старшие делятся своими впечатлениями от работы, рассказывают интересные истории, это привлекает ребенка. Как отмечает Владимир Сергеевич, «дети берут пример с родителей». Хотя, признается педагог, в первую очередь хотелось заниматься именно научными исследованиями в области истории. Но получилось так, что именно педагогика стала его жизненным призванием.

«Помню свой первый «учительский» день. Проходил он в восьмом классе средней школы поселка Нижнеангарск в Бурятии. Волнение было большое и не только потому, что это был мой первый урок, но и потому, что многие ученики были детьми моих знакомых, с которыми я вместе работал на этом участке БАМа», ― рассказывает Владимир Сергеевич.

Супруга Владимира Сергеевича, Тамара Васильевна, свой первый педагогический опыт работы с детьми получила в детском саду, также работая на БАМе.

«В моей семье педагогов не было. А мне всегда хотелось закончить биологический факультет и стать преподавателем. В итоге я получила образование учителя биологии и химии. А потом судьба сложилась так, что я стала работать в детском саду. Сначала ― воспитателем в саду № 47, позже методистом и заместителем заведующего в саду № 5», ― рассказывает Тамара Васильевна. «Основа правильной работы с детьми ― обоюдная заинтересованность. Большое место занимает и самообразование. Нужно много читать, ходить на встречи с опытными педагогами. Однако немало значит и внутреннее чутье. Как следует поступить в той или иной ситуации, что сказать ребенку или его родителям ― все это во многом определяется по наитию».

Тамара Васильевна не только ответственный педагог со стажем, но еще и человек с активной гражданской позицией. Она является председателем первичной ячейки общественного объединения «Белая Русь», участвует в деятельности профсоюзной организации, имеет государственные награды: Грамоту Министерства образования Республики Беларусь, Почетную грамоту Министерства образования Республики Беларусь, а также нагрудный знак «Выдатнiк адукацыi».

Есть у этой семьи и достойное продолжение. Одна из дочерей, Наталья Владимировна, учила детей французскому языку. К сожалению, ее уже нет среди нас. Другая, Татьяна Владимировна Щетинкина, работает преподавателем в колледже бизнеса и права. Татьяна Владимировна отмечает, что в значительной степени на выбор профессии повлияли устойчивые традиции, которые почти за полвека сложились в семье.

Преемственность поколений ― залог стабильности и процветания. Заложенные в этой династии такие качества, как неприятие мелочности, предательства и стяжательства и одобрение порядочности, профессионализма и ответственности, позволяют сказать, что знания молодым брестчанам дают действительно достойные люди и настоящие учителя. Учиться и учить ― таков их общий жизненный девиз, который все представители семьи Спириных успешно реализуют на практике.

Антон Попов,

ст-т 3 курса спец.

«Журналистика (печатные СМИ)»

поделиться в:

Интернет-ресурсы: