Елена Красавина: «УЧИТЕЛЬ – ЭТО ЛУЧШАЯ ПРОФЕССИЯ!»
Учитель русского языка и литературы гимназии № 1 г. Бреста Елена Красавина – представитель третьего поколения педагогической династии Григорьевых.
Главой династии по праву считается дедушка по отцовской линии Григорьев Евмен Григорьевич – личность почти легендарная. Он жил в деревне Зайцева Слобода Кричевского района Могилевской области. Работал учителем начальных классов в школе в соседней деревне Ботвиновка. У односельчан пользовался безусловным авторитетом, его почитали как уважаемого человека. За успехи на педагогическом поприще – почти 50 лет стажа – получил звание Заслуженного учителя БССР.
Четверо сыновей по стопам отца не пошли, а вот дочь Зинаида, невестки, обе Галины, а потом и внучки Татьяна, Елена, Лариса и Светлана избрали педагогический путь. Так оформилась педагогическая династическая ветвь на родовом древе семьи Григорьевых.
Мама Елены Борисовны – Галина Алексеевна – преподавала русский язык и литературу в средней школе №1 и выполняла обязанности заместителя директора по учебной работе. По воспоминаниям Елены Борисовны, мама использовала методику преподавания, нацеленную на формирование у школьников способности к аргументированному рассуждению. Основательно готовилась к урокам, составляя своеобразный мини-сценарий каждого занятия, детально продумывала ход урока. Так, готовя конспекты, лист большой тетради делила на две части: поле для основного материала и поле для комментария, чтобы не упустить важные детали.
Эти и многие другие мамины педагогические приемы применяла в своей деятельности и Елена Красавина. Однако до того, как она начала работать учителем, прошло 6 лет. После окончания Брестского педагогического института в 1977 году девушка была распределена в торгово-кулинарное училище, где преподавала эстетику, этику и психологию торговли и выполняла обязанности секретаря профсоюзного комитета. Через три года новая работа – секретарь райкома комсомола в тресте столовых и ресторанов г. Бреста.
Траектории школы и судьбы моей героини, возможно, и не пересеклись бы, если бы не встреча Марком Яковлевичем Любиным, институтским преподавателем педагогики. Он помнил талантливую, ответственную студентку и был удивлен тому, что Елена не работает в школе. Опытный педагог во время беседы даже провел профессиональный блиц-тест, который Елена с успехом выдержала.
Доверяя профессиональному и педагогическому чутью своего преподавателя, Елена Красавина вернулась в свою школу – учителем. И ни разу не пожалела! Более того, с годами она все яснее осознавала: учитель – это ее профессия, ее призвание, ее судьба.
Сама влюбленная в литературу, поэтическое Слово, Елена Борисовна стремилась вызвать у своих подопечных такие же чувства и эмоции. И ученики вдохновлялись: вели дискуссии, пробовали свои силы в сочинительстве, всегда чувствуя поддержку Елены Борисовны.
Благодаря ее кропотливому труду был издан сборник творческих работ «Проба пера». Литература царила даже на уроках математики и астрономии! Бывали случаи, вспоминает учительница, когда творчество Маяковского обсуждали на уроках математики, а занятия по астрономии превращали в литературные гостиные, читая труды Ломоносова о звёздах.
Будучи руководителем школьного драматического кружка, Елена Борисовна привлекала учеников и к театральной деятельности. Классические произведения прочитывались юными актёрами под руководством мудрого наставника нестандартно, акцентировались вопросы, которые актуальны и для современного поколения. Например, в постановке по пьесе «Гроза» А.Н. Островского изображали не домострой, а отношения между невесткой и свекровью. Именно такой подход всегда имел успех у зрителя и высокую оценку жюри на различных конкурсах школьных театральных постановок.
Елена Борисовна убеждена, что отношения «учитель–ученик» следует выстраивать только на основе доверия. Так работала ее мама, такой же принцип исповедовала и моя собеседница. Как и мама, Елена Борисовна чувствовала ответственность за каждого ученика, и особенно за того, кто нуждался в доверии и поддержке больше других…
Учитель остается учителем и вне стен школы. Вместе с учениками Елена Борисовна часто организовывала экскурсии и походы на озёра Брестской области. Бывали поездки в Прибалтику и Ленинград. А на свободе ее питомцы преподносили сюрприз за сюрпризом…
Вспоминая о забавных и не очень эпизодах, Елена Борисовна как будто заново переживает те эмоции. Вообще она очень искренний и живой человек. А еще она – благодарный человек. Как тепло говорит она о своих учителях! О Голубевой Раисе Михайловне, готовясь по конспектам которой легко сдала вступительные экзамены. Об учителе физики Баскове Рувиме Михайловиче, умевшем всегда выслушать и поддержать ученика. «Маленький, кучерявый, в очках. Но когда идёт, казалось, большей глыбы и представить невозможно. Все почтительно расступались перед ним», – вспоминает Елена Красавина. О Стоецком Владимире Лазаревиче, учившем рисованию маму, Елену, ее мужа и старшего сына. Об утонченной, интеллигентной учительнице русского языка Котиной Ревекке Евсеевне, обращавшейся к ученикам только на Вы…
Уверена, что воспитанники Елены Борисовны Красавиной так же тепло относятся к своей учительнице. Иначе и быть не может.
Сегодня Елена Красавина находится на заслуженном отдыхе. Она убеждена: учитель – это лучшая профессия на все времена. И искренне верит, что молодые учителя, которые придут в школу, будут считать также.
Маргарита СЕРГЕЕВА, ст-ка 5 курса
специальности «Журналистика (печатные СМИ)»