РУ БЕ EN

Лилия Бриштель

Уроки души Лилии Бриштель

Лилию Афанасьевну Бриштель, учителя русского языка и литературы средней школы № 10 г. Бреста, я застала в разгар репетиции защиты выпускниками дипломных работ. Эта школа не совсем обычная: в ней традиционно каждый год выпускники презентуют творческие дипломные проекты.

«Народ, умоляю, держите себя в руках!» – с трепетом и «нервом» произнесла Лилия Афанасьевна, пытаясь успокоить не только ребят, но и себя. Ведь сухарь тот человек, если перестает чувствовать легкую дрожь перед ответственным и важным событием. Хотя в жизни Лилии Афанасьевны это не первые выпускники и не первая защита. Значит, причина ее волнения в другом: переживает за ребят.

Мои наблюдения и размышления прервала коллега Лилии Афанасьевны, которая с удовольствием поделилась своим мнением о человеке, с которым работает уже много лет:

– Лилия Афанасьевна – замечательный человек, настоящий друг и талантливейший учитель. Знаете, удивительно наблюдать за тем, какой путь она преодолевает со своими учениками: в пятый класс к ней приходят «ежики», напуганные переменами в жизни, а потом идет путь развития взаимоотношений «учитель - ученики»: совместные поездки, и мероприятия, и поздравления ребят с днем рождения. На глазах рождается детский коллектив. Она самый настоящий режиссер, причем режиссировать может не только постановки, но и саму жизнь.

А в это время ни на секунду не прерывалась репетиция, работа в буквальном смысле слова кипела. За суетой последних приготовлений не до масок и не до актерской игры, поэтому, наблюдая за Лилией Афанасьевной в этот момент, я сделала для себя вывод: она искренняя и естественная, честная на все сто процентов. Она естественна и честна в том, что все держит под контролем, что переживает за предстоящее мероприятие, что для нее нет ничего важнее в данный момент. Это видно по тому, как ее слушают, как внимают ее замечаниям, как реагируют на них.

До начала оставалось, наверное, меньше десяти минут, и зрители уже заполнили зал, когда Лилия Афанасьевна подвела меня к своей дочери Александре – частой гостье на всех маминых «премьерах».

Александра Сергеевна Бриштель – младший представитель династии. Она окончила факультет иностранных языков Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина. Сегодня преподает английский язык и совершенствует его в переводах. Александра рассказывает:

– Учителем стать решила сразу. Не помню каких-то особых колебаний в выборе. Я училась в этой школе и могла непосредственно наблюдать за тем, как мама воплощает в жизнь свои идеи – и это не могло не привлекать. Когда пришло время, мама поддержала мое решение стать педагогом. У нас в семье так повелось, что и у меня, и у брата всегда было и остается право выбора. Сегодня это называется, кажется, демократией в семье.

За время работы я поняла одну вещь: дети – это своеобразные детекторы, которые очень остро чувствуют фальшь. Поэтому нет ничего приятнее, чем искренняя благодарность за твой труд. Это значит, ты делаешь все правильно, значит, ты взрастил зерна любви, честности и доброты в этих маленьких людях.

Я спросила Александру, почему она сегодня находится в зале:

– Мне нравится приходить на мероприятия, подготовленные мамой, часто бываю в своей родной школе. Признаюсь, что могу и расплакаться. Мама полностью отдается работе – это и заставляет эмоции проявиться.

Мама – педагог от Бога. Ученики ее любят и ценят, и сейчас во мне говорит, наверное, не ее дочь, а ее ученица. Она может шутить на уроках, а может быть и серьезной, для нее урок – это маленькая жизнь, которую она проживает по-настоящему. Разве это не может не подкупить?

Мероприятие между тем уже было в самом разгаре, и я переключила внимание на «действо», творящееся на сцене. Батик, чеканка, граффити, скульптура, архитектура и т.д. – все это техники, в которых работали выпускники, создавая свои шедевры. Но ведь нет техники, которая могла бы предписать художнику воплощение его замысла. Каждая презентация – отпечаток души мастера.

Я заметила, как в самом конце Лилия Афанасьевна с облегчением вздохнула: все прошло как маслу! Зал засуетился, а я попыталась не потерять свою героиню.

Мы пересеклись в самом центре зала. Лилия Афанасьевна – с цветами, я – с ежедневником. Так и беседовали. Когда вернулась домой и начала обрабатывать записи, поняла, что не буду «дробить» речь Лилии Афанасьевны на фрагменты, а предоставлю слово героине…

– Народная мудрость утверждает: «В жизни человеку может повезти три раза: от кого родиться, у кого учиться и на ком жениться. Всё остальное зависит уже только от него самого». Я в этом смысле по-настоящему счастливый человек. Родилась и выросла в семье учителей.

Мама – Свидунович Валентина Николаевна – учитель русского языка и литературы, папа – Свидунович Афанасий Иванович – учитель математики. Начинали свою педагогическую деятельность в Дивинской школе-интернат Кобринского района Брестской области, спустя несколько лет перешли в среднюю общеобразовательную школу, где и трудились верой и правдой.

Всё моё детство неразрывно связано со школой. Когда была маленькой, «хвостиком» ходила за родителями всюду: и на уроки, и на репетиции, и на экскурсии. Всё это казалось каким-то необыкновенно интересным, почти сказочным.

 

«Все мы родом из детства» – вот уж правда. По крайней мере, в моём случае. Благодаря родителям их профессия стала привычным для меня образом жизни. В доме царила творческая атмосфера. Мама постоянно что-то придумывала: то у неё литературный вечер, то открытый урок, то очередной конкурс, то экскурсия. Папа тут как тут: записать музыку, придумать и помочь с оформлением, нарисовать, написать плакат – это по его части. Дома всё это бесконечно обсуждается, переделывается, переписывается… А я была просто счастлива и ждала с нетерпением дня премьеры! Я знала поимённо всех учеников, все их достоинства и недостатки. И запомнила на всю жизнь мамины слова: «Каждому человеку надо дать в жизни шанс. Ну и что, что он (или она) плохо подготовился? Ты посмотри, как он играет на сцене, как читает стихи!»

Тогда я не очень-то понимала истинного смысла этих слов, а сегодня так благодарна маме за бесценный урок нравственности и гуманизма. Ни в одном учебнике этого не прочитаешь, это идёт от сердца.

Нашу профессию сегодня считают непрестижной, непрезентабельной, что ли… Меня часто спрашивают, как я могла пойти по стопам родителей, ведь видела и знала все «ужасы» учительского труда?

Да, видела… Да, знала… А ещё я слышала искренние слова любви и признательности вчерашних учеников в адрес своих родителей. Не раз наблюдала их слёзы счастья, радости и гордости за победы своих воспитанников. Папа до сих пор хранит научную рукопись своего бывшего ученика из школы-интерната с дарственной надписью: «Моему Учителю. Спасибо за всё».

Никогда не слышала я, чтобы родители были недовольны или ругали свою профессию. Даже тетради, которыми был заполнен весь дом, и те не вызывали раздражения. Когда я подросла, мама стала мне разрешать помогать ей проверять работы. Моему счастью не было предела! А папа всерьёз помышлял о создании «электронного учителя», который взял бы на себя рутинную проверку тетрадей и освободил бы время для творчества.

Сколько себя помню, папа всегда что-то изобретал и мастерил. Помню огромную, под потолок, новогоднюю ёлку в актовом зале школы-интернат. В самый ответственный момент ёлка, вся в огнях и игрушках, начала вращаться под музыку. Это было настоящее чудо, и сотворил это чудо мой отец! Кабинет математики в Дивинской средней школе папа собственными руками автоматизировал: пульт управления торжественно возвышался на учительском столе. А дальше – по желанию: кнопку нажал – шторы затемнения поехали. Ещё одну – магнитофон включился. Но самое неожиданное – связь с каждым учеником через мини-пульты на каждой парте. А стеклянная доска, на которой прекрасно «читался» самый «нечитаемый» школьный мел! Даже сегодня таким оборудованием может похвастаться далеко не каждая школа…

Таких людей, как мои родители, называют энтузиастами, подвижниками. Я очень горжусь ими.

Мне повезло и с учителями. С большой теплотой и любовью я вспоминаю каждого из них. Ведь в том, кем и какой я стала, их огромная заслуга! Я бесконечно благодарна каждому учителю за уроки добра и любви. От имени всех выпускников Дивинской СШ низкий вам поклон и слова самой искренней признательности…

По окончании школы вопрос о выборе профессии не стоял. Брестский педагогический институт им. А.С.Пушкина… Именно здесь учились мои родители. Именно здесь буду учиться и я. Помню вступительный экзамен по литературе, как будто это было вчера… И вновь щедрый подарок судьбы – поистине звёздный состав преподавателей!.. Как же всё-таки это важно – у кого учиться! Помню лекции самого В. Колесника. А стихотворение, с которым выступала в агитбригаде под руководством С.Г. Рачевского, стало своеобразным девизом в учительской профессии: «Я читаю стихи./ В классе тихо и строго./ За окошком снежинки немые летят./ И средь множества глаз/ Два огромных, два синих восторга,/ Два апрельских рассвета/ Мне в душу глядят… Они ждут откровений,/ Они не желают иначе,/ Ты их только отвагой,/ Только дерзким полётом зови…»

Я стараюсь быть откровенной со своими учениками. И стараюсь научить их мечтать, быть неравнодушными. Всегда помню слова своих родителей: «Если ученик так и не научился грамотно писать – это полбеды. Главное, чтобы он вырос хорошим человеком!»

Так говорил когда-то мой прадедушка Лаврентий своей внучке, моей маме. Доцник Лаврентий Гаврилович (1866–1946) прожил долгую и яркую жизнь. В семейных историях есть упоминание о принадлежности к боярскому роду. Наверное, именно этим можно объяснить его образованность и знание русского языка. Прадедушка служил при императоре Николае II, несколько раз сопровождал его во время охоты в Беловежской пуще. Служил в должности учителя словесности в царской гимназии. А в 1939 году стал инициатором открытия школы в д. Голля (ныне Пограничное Каменецкого района Брестской области), многое сделал для её развития. В этой школе пошла в первый класс моя мама, а ей не было ещё и 6 лет.

Мама родилась через 68 лет после д. Лаврентия. Я родилась почти через сто лет (точнее – 97). А через сто двадцать лет родилась его праправнучка Александра, моя дочь. Сегодня она учит детей английскому языку. Я потихоньку наблюдаю за ней и, признаюсь честно, горжусь. Она совсем другая, чем мы. Но ведь это и есть та самая пресловутая спираль развития. Когда мы идём по городу, и я слышу радостное: «Здравствуйте, Александра Сергеевна!», и вижу, как незнакомый ребёнок бежит к моей дочери, сердце так радостно сжимается… Значит, всё не напрасно!

Я мечтаю поскорее стать бабушкой. Кто знает, может, наша педагогическая династия продолжится и в следующих поколениях? Загадывать не буду, но признаюсь честно: это было бы здорово!

Педагогическая династия, равная четырем поколениям, скромно уместилась в моем блокноте, а сегодня их история на этой газетной полосе. Мне хочется верить, что такие учителя – это норма нашей с вами жизни и жизни наших детей. Тепло от общения с Лилией Афанасьевной сохранилось у меня и по сей день, а это куда красноречивее стопок самых ярких грамот…

Кристина Протосовицкая

Интернет-ресурсы: