РУ БЕ EN

Галина Зданцевич

Галина Зданцевич: «Работа, которая мне нравится»

С этой профессией знакомы все, ею одинаково восхищаются люди всех возрастов. Эта профессия – одна из самых важных и благородных в мире. О том, что значит быть учителем в современной школе, рассказала Галина Владимировна Зданцевич.

Она окончила Минский государственный педагогический институт иностранных языков. Работала в городской и сельской школах. С 2014 года преподает английский язык в СШ №10 г. Бреста.

Выбор профессии

Моя мама Евгения Павловна – Отличник просвещения и Заслуженный учитель белорусского языка и литературы Республики Беларусь. А дедушка – Пурик Павел Степанович – немного директорствовал, а потом преподавал в школе математику. Другой дедушка по образованию – географ, перед войной окончил Могилевский педагогический институт. Был учителем истории и географии, создал музей, посвященный освобождению Видомли (Каменецкий район). Поэтому для меня выбор дальнейшей профессии не был проблемой. Я даже и представить не могла, что существуют какие-то другие профессии. С удовольствием выбрала стезю учителя и ни дня не пожалела об этом.

Мне посчастливилось наблюдать за работой мамы. Она работала в школе №15 г. Бреста. Во втором-третьем классе я нередко приходила к ней на занятия, тихонечко садилась за последнюю парту и делала свои уроки. Но уже тогда успевала замечать, как она преподает, как ведут себя при этом дети. Думаю, такие наблюдения и помогли мне в дальнейшем, а советы, которые мне дала мама, сыграли значимую роль в формировании меня как учителя. Я видела, как она проверяет тетради, как тщательно готовится к урокам, как «проживает» все ситуации. Поэтому можно сказать, что любовь к профессии от моей мамы перешла ко мне.

Кроме того, у меня были прекрасные учителя. И именно благодаря им я полюбила иностранные языки. В школе все предметы давались легко. Я долго выбирала между иностранным и математикой, но в 10 классе заняла 2 место в районной олимпиаде по иностранному языку, поехала на республиканскую олимпиаду – привезла диплом «За говорение!». Это определило мой выбор.

 

Не вижу смысла заставлять детей, но горящий взгляд учеников для меня важен

Некоторые педагогические приемы я «подсмотрела» у мамы. Она то с шуткой, то с нежностью или, наоборот, строгим взглядом вела за собой учеников в мир знаний. Но всегда хвалила ребёнка. И для себя я тоже выбрала такую манеру общения с учениками. Это нравится и школьникам, когда учитель не превосходит их, а позиционирует себя как старший товарищ.

Мой первый день в качестве учителя прошел в сельской школе в Пуховичском районе (Минская область). Классы были малокомплектными, дети интереса к предмету не показывали. Я рассказывала о преимуществах английского языка – языка Шекспира, а меня встречали лишь пустые глаза старшеклассников. Однако я не сдалась, и уже через год мне ребята признались, что если бы начали работать со мной раньше, то результаты были бы другими. И это меня вдохновило.

Сегодня детям стало сложнее учиться, потому что объем материала, который они должны усвоить, не всегда совпадает с их возможностями, их сознанием, с возрастными особенностями. Раньше дети могли закреплять изученный материал, а сейчас мы изучаем из урока в урок все новые и новые слова, разные грамматические правила. Однако, с другой стороны, сама программа стала интереснее. Это и мода, и изучение сайтов, и компьютерные новинки, дом, культура и традиции стран изучаемого языка.

Я стараюсь использовать каждую минуту урока, чтобы быть уверенной в том, что ученики всё усвоили на занятии. За годы работы сформировала эффективную модель урока: сначала речевые зарядки, дальше основной материал, лексические игры с опорой на текст или визуализация изученного, видео, чтение вслух. Таким образом, основной объем знаний дети получают в школе.

Не вижу смысла заставлять или третировать детей, если они совсем не заинтересованы в предмете. А мой идеальный ученик… Это открытый, с живой реакцией, мотивированный, уверенный в себе ребёнок.

Учиться, учиться и еще раз учиться?

На первом занятии я всегда говорю детям, чего от них хочу: дисциплины, выполнения домашних заданий, внимательности, работоспособности. И они знают, что на моем уроке у них на парте должно лежать пять предметов: дневник, учебник, словарь, тетрадь и учебная тетрадь.

Однозначно и мне есть чему поучиться у учеников. Бывает, что встречается незнакомое слово и для меня. Я поясняю ученикам, что это иностранный язык – для них и для меня. Но к следующему уроку я обязательно найду значение или перевод незнакомого слова.

Я не стесняюсь признаться в том, что могу чего-то и не знать. Работа в школе предполагает постоянное обучение, совершенствование навыков. Ведь школа для тех, кто любит учиться. И если ребенок хочет учиться, а у него не получается, то я стараюсь такого ученика поддержать.

На протяжении своей 23-летней педагогической практики я работала в начальной школе и в старших классах. В каком классе комфортнее – не могу сказать, но больше всего сложностей возникает в 8-м классе. Это очень трудный возраст: дети пытаются самоутвердиться, не признают авторитетов, сами себя не любят… Но, к счастью, и с ними мне удается найти общий язык.

Я требовательный учитель, хоть не считаю, что мой предмет самый важный. По-моему, без английского языка, равно как и без другого предмета, ребенок может вырасти, найти себя. Важно, чтобы он стал хорошим человеком.

Я признаю собственные ошибки, когда их осознаю. Был случай, когда после звонка я прихожу в класс и вижу, что на фоне всех моих записей красуется симпатичный рисунок. А перед занятиями я тщательно оформляю доску. Мне, возможно, следовало бы «не заметить» или аккуратно стереть этот рисунок, но я стала выяснять с ними отношения. Это была моя ошибка. Мне нужно было не принимать эту выходку детей во внимание. Позже я осознала это.

А вообще я могу сказать, что каждый день у меня идеальный. Не зря говорят: найди работу, которая тебе нравится, и тебе ни одного дня в жизни не придется работать. Наверное, это обо мне.

 

Наталья Ковпанько,

ст-ка 4 курса

специальности «Журналистика (печатные СМИ)

поделиться в:

Интернет-ресурсы: