Ольга Крусь: Учитель прикасается к вечности
Зимнее морозное утро. Пустые коридоры школы № 17 г. Бреста. Лишь на вахте две женщины что-то эмоционально обсуждают. Спрашиваю у них, где могу найти героиню своего интервью. Получив ответ, медленно поднимаюсь на третий этаж. К счастью, поворачиваю в правильном направлении, несмотря на сложное строение здания, напоминающее лабиринт. Вхожу в класс, где не застаю, кого ожидала, зато там вижу двух школьниц.
«Ольга Ивановна сейчас придёт, Вы ведь к ней?» – предупредила мой вопрос девочка.
Обратила внимание, что девочки во время каникул находятся в школе. Оказалось, готовятся к олимпиаде по русскому языку. Это очень хорошо, что мне удалось застать Ольгу Ивановну за работой, а не просто в непринужденной обстановке где-то дома. Моя цель – рассказать о профессионале.
Сажусь за вторую парту в среднем ряду, как когда-то в своей школе, и ожидаю.
В распахнувшиеся двери вбегает миловидная, элегантно одетая женщина. Невысокий рост, стройная фигура, строгие черты лица и невероятная доброта в глазах...
Ольга Ивановна Крусь, педагог в третьем поколении, рассказала о себе, семье и многолетней семейной традиции – быть учителем.
Без пяти лет век
Совокупный стаж работы моей семьи в области образования насчитывает 95 лет.
Династия началась с бабушки – Лозоватской Валентины Васильевны. К сожалению, с сентября 1997 года её с нами нет.
Она родилась в 1923 году, в тяжелое время, но, несмотря на это, все 74 года своей жизни не прекращала учиться сама и учить других. Всё началось в 1944 году, когда бабушка окончила Минский педагогический институт по специальности «Учитель русского языка и литературы».
С 1952 года работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 44, затем – в средней школе № 17, где сейчас работаю и я. С 1966 была завучем в Брестском институте усовершенствования учителей. В 1976-1978 гг. работала учителем начальных классов в средней школе № 7 г. Бреста.
Больше полувека отдала преподаванию и моя мама – Лозоватская Наталья Давыдовна. Она родилась в 1946 году. В 1964 году окончила Брестское музыкальное училище по специальности «Учитель музыки», а в 1980 г. – заочно Минскую консерваторию по специальности «Музыковед». С 1964 по 1967 г. работала преподавателем в Кобринской детской музыкальной школе, потом – в Брестском музыкальном колледже. После 48 лет работы в колледже вышла на пенсию в 2015 году.
Только филологический!
Профессию учителя я выбрала потому, что она, благодаря маме и бабушке, была знакома лучше других, а также потому, что в школе русский язык и литература были любимыми предметами. А вообще мой выбор был очевиден для Бреста, потому что Брестский государственный университет уже тогда имел достаточно долгую и успешную традицию подготовки учителей.
В нашем классе русский язык и литературу вела Заслуженный учитель БССР Зубец Антонина Васильевна. Она действительно умела увлечь своим предметом. Поэтому, когда подошло время выбора профессии, сомнений не было: только филологический факультет!
Конечно, каждый предмет в школе важен. И я не могу сказать, что мои уроки важнее, например, уроков математики или истории. Но моя задача заключается в том, чтобы донести до учеников степень важности моего предмета. Они должны понимать, что умение грамотно писать и красиво говорить – это не «дар» человеку, а кропотливый труд последнего. Поэтому каждый учебный год на первых уроках русского языка и литературы мы с ребятами рассуждаем над вопросами: «Почему важно уметь писать без ошибок? Какие возможности дает человеку умение говорить ясно, убедительно, выразительно? Как влияет на развитие кругозора чтение?» Современные дети стремятся к успеху, поэтому для многих уроки языка и литературы очень важны.
Все дороги ведут в школу
Вся моя профессиональная жизнь так или иначе связана со школой, с русским языком и литературой. До поступления в школу на должность учителя русского языка и литературы я работала год старшей пионерской вожатой в средней школе № 9 города Бреста и десять лет лаборантом кафедры русской и зарубежной литературы БрГПИ им. А.С.Пушкина.
Я пришла работать в школу в 30 лет. Это возраст, когда человек уже сознательно подходит к выбору места работы, поэтому желания «все бросить» у меня не было. Я не ошиблась.
Но сколько бы лет ни проработал в школе, первый день, конечно, помнится. Пятиклассники и шестиклассники сегодня кажутся мне совсем детьми, а тогда, в первый день работы в школе в качестве учителя, показались очень взрослыми, серьезными ребятами.
Первые дни работы в школе в какой-то мере являются определяющими: удастся найти контакт с детьми – работа будет в удовольствие. Мне повезло: в классах, где мне довелось работать первый год, были замечательные ученики. Немалую поддержку оказывали опытные коллеги.
Секреты профессии
Я не думаю, что в профессии учителя есть какой-то секрет. А если и есть, то о нем не нужно задумываться, ведь все сводится к простым истинам: учитель должен любить детей, свой предмет и быть очень терпеливым. Каждый взрослый человек может поучиться у детей их любознательности и оптимизму. Ребята умеют радоваться большим и маленьким победам, в большинстве своем открыты, отзывчивы и незлопамятны.
Идеальный день для меня как для учителя – это день, когда мои ученики готовы к урокам, работают с настроением, и я могу поставить им максимальное количество хороших оценок.
Кажется очевидным, что первоочередная задача преподавателя – научить. Может быть, так и есть, но только важнее заинтересовать своего подопечного. Говорят, учитель прикасается к вечности, ведь никто не может сказать, где закончится его влияние.
Записала Ольга Кухаренко,
студентка 4 курса
спец. «Журналистика (печатные СМИ)»